Связаться с нами-  e-mail: orck-opochka@rambler.ru

История с бородой

Среди населения города и села  псковщины можно встретить мужчину с усами, бородкой и бородищей. Несколько бородачей-опочан я спросил: «Для чего вы носите бороду?» Одни отвечают – это наврится моей жене, а другие — это красиво, модно. На такой вопрос наши предки - мужчины ответили бы — «это Богу угод­но».

Хотелось бы познакомить бородачей с историей ношения боро­ды. До Петра I в России мужчины не брились. Бритье бороды считалось не только неприличным, но и греховным. Па страже бо­роды стояла церковь.

Стоглавый собор в 1551 году постановил: всех бреющих бороды отлучать от церкви. При Петре 1 партриарх Андриан подтвердил это соборное решение. Даже на людей со стриженными бородами смотрели как на отступников от православия. Строго наставляя духовенство, глава церкви писал: «Брадобритцам подобает по установлению соборному давать свяшенническое благословение, подобает таковым возбранять вход в церковь и святых тайн причащения лишать, и от общения с православными отлу­чать. Если кто из них умрет, не отстав от такого обычая и искрен­не покаявшись, то посудите сами, может ли он сподобиться православных христиан погребению или в молитвах церковных поминанию».

Объявляя войну старым обычаям, Петр не пощадил и бород.

25 августа 1698 года в 6 часов по полудни Петр возвратился из-за границы в Москву. На следующий день рано утром бояре и прочие знатные люди явились в Преображенский дворец поклониться государю. Он приветствовал их, рассказал о своем путеше­ствии и, к ужасу присутствующих, стал собственноручно обрезать им бороды. Сначала он остриг генералиссимуса Шейна, потом кесаря (титул древнерусских императоров) Ромадановского, а за ним и других.

Выходку царя церковь встретила очень враждебно. Во многом недовольная его политикой, она пыталась использовать привержен­ность народа к старым обычаям в своих целях. Патриарх убеждал народ беречься этого «законопреступления».

«На воскрешение из мертвых могут рассчитывать только мужи с целыми и неподстриженными, а не выбритыми брадами», напо­минал глава церкви. А тех, в ком вера была не так уж крепка, пат­риарх пытался уязвить насмешкой:                               «Какое благообразие в том, чтобы решиться на такое уродство и пребеззаконие. Можно ли, вы­брив бороду, оставлять лишь усы, которыми Бог наделил не людей, а котов и псов, полагая, что только им одним носить усы без бород прилично?».

Итак, брившим бороду церковь грозила адом, а не брившим бы­ла обеспечена царская немилость, да еще взималась «денежная пеня».

В Петербургском историческом музее экспонируется медный знак величиной с двугривенный с изображением на лицевой сто­роне усов и бороды, со словами «деньги взяты».

Первый указ о «бородовой пошлине» не найден, но, вероятно, он касался не всех. Однако, начав шутками, Петр кончил строгими указаниями. В. 1701 и в 1705 годах царь приказал бриться всей России. Извлеченные из архива «тайной розыскных дел канцеля­рии» документы красноречиво рассказывают о том, как осущест­влялась эта реформа. За разговоры о том, что государь «принял звериный образ и носит собачьи кудри», люди отвечали головой.

В 1705 году был издан указ о штрафах за небритые бороды, Ца­редворцы, дворовые, «всех чинов служилые и приказные люди» платят по 60 рублей с человека, купцы по 100 рублей, торговые и посадские, ямщики и извозчики, церковные (кроме, попов и дьяков, котором ношение бороды разрешалось) и «всякие чины» по 30 рублей. С крестьян при выезде из города взималось по две день­ги с бороды, и все дни, как пойдут в город и за город».

В 1713 году послёдовал еще один указ о том, чтобы во всех го­родах русские бород не носили. За ослушание было определено жестокое наказание .

Вместе с этим .делались и такие увещевания: «Неужели борода дороже головы? Голова яко обиталище души, есть источник нашей жизни. Отсеки голову, исходит душа, и струя жизни совсем присекается, а волосы суть мертвенны и к сохранению нашему не нуж­ны: обрей их, человек жив и благополучен, да и они отрастают. Власы суть дела естества, а не сила веры. Они растут у нас так, как трава осока и тростник на мокрых местах. Следовательно, са­ми по себе спасения или святости не составляют. Можно и остри­женному иметь добрую душу, а напротив, с бородою и усами бы­вают нечестные и злые злодеи».

Но и после того бороды не перевелись. С них по-прежнему бра ли пошлину, половина которой оседала в карманы тех, кто ее собирал. Надо сказать, что православная церковь стала оправды­вать брадобритие. Издавались специальные наставления, в кото­рых говорилось: «Брадобритие ни в писании Нового Завета, ни в житиях святых отцов не запрещалось, что же до усов, оные, слиш­ком отращенные будучи препятствуют в принятии пищи и питья, а паче святых тайн. Ибо на них, к тяжелому, согрешению, могут оста­ваться капли христовой крови».

Из года в год бородачей становится все меньше и меньше. Не сдавались только раскольники. Только после смерти «безобраз­ного царя» Петра бороды оставили в покое.