Связаться с нами-  e-mail: orck-opochka@rambler.ru

Петровская мыза

Нет архивных документов, которые бы поведали нам об истории селения Петровское. Известно только, что эти земли некогда при­надлежали императору Петру-1 и были подарены им графу гене­рал-фельдмаршалу Алексею Григорьевичу Разумовскому. В до­кументах эти владения обозначены как Петровская мыза. (Мыза - отдельно стоящая усадьба с земельным участком). Болезнен­ный граф жил в Петербурге и легкомысленно относился к пода­ренной ему вотчине на Псковщине, которая приносила ему незна­чительные доходы.

После смерти графа Алексея Григорьевича земли Петровской мызы с жителями селения Петровское царица Елизавета Петровна (дочь Петра I) в 1745 году подписала его брату графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому, генерал фельдмаршалу, кавалеру российских орденов Белого орла и Святой Анны, владевшему в разных губерниях землей и 45-ю тысячами крепостных крестьян. Кирилл Григорьевич жил в Петербурге, имением управлял эне­ргичный управляющий. Сам граф неоднократно приезжал в свое имение Петровское, вкладывал значительное количество средств в строительство дворца, домика для управляющего, каретной и парка с прудами. Есть версия, что имением какое-то время руково­дил Федот Степанович Селюгин, который был крепостным графа Кирилла Разумовского из селения Петровское и отличался своей изобретательностью, исключительной энергией и находчивостью. Любил граф крепостного Федота и решил вознаградить его от­пускной от крепостной зависимости. (В Опочецком музее есть ко­пия отпускной, подписанная графом К. Разумовским).

«...Уволен от меня вечно с женою его Марией Сергеевной, сыном Силою и ево женою Марьей Трафимовной и детьми ево ж Матве­ем, дочерьми Авдотьей и Ксеньей, где жить пожелают, подушные же деньги и прочие казенные сборы до будущей ревизии за него плачены быть имеют в том городе Опочке с Опочецкой волости, во утверждение чего и дан ему, Селюгину, сей абшит за подписани­ем руки моей в городе Пскове в 1773 году июля... дня».

По неизвестным причинам, вероятно, в 1780 году, граф Кирила Разумовский отказался от Опочецкой вотчины. Екатерина Вели­кая имение Петровское передала светлейшему князю Георгию Александровичу Потемкину-Таврическому. Сохранившийся до се­годняшнего дня полуразрушенный дворец опочане называют «Потемкинский дворец», Основываясь на исторических докумен­тах, следует считать, что дворец и основные хозяйственные по­стройки сделаны на средства графа Кирилла Разумовского. Сам Потемкин в имение Петровское не приезжал. Его управляющим построено складское помещение с применением дикого камня и бункер-склад каменный с проходом в кухонное помещение двор­ца. В парке были сделаны новые насаждения деревьев.

Почему опочане называют «Потемкинский дворец»? Вероятно, потому, что в екатерининский период в имении Потемкина было развернуто винокуренное производство, пивное производство, из­готовление настольных украшений из резного камня. Приглаша­лись мастера по изготовлению ковров и гобеленов для двора. В Опочецком историко-краеведческом музее хранятся экспонаты этого периода: пивная бутылка с выпуклой на стекле надписью: «Петровская бавария. Опочецкий уезд Псковской губернии».

Привлекает внимание и резная каменная пепельница. Таким об­разом, имя светлейшего князя Георгия Александровича Потем­кина хоть и не тесно, но связано с Опочкой.


Хотелось бы коротко рассказать о князе опочанам. Родился в 1739 году в семье мелкопоместного смоленского дворянина. Учил­ся в Московском университете, откуда в 1760 году был исключен за леность и поступил вахтером в конную гвардию. Вскоре встал в ряды сторонников Екатерины Второй. За участие в перевороте 28 июня Потемкин получил чин подпоручика, звание камер-юнке­ра, 400 душ и серебряный сервиз.

Участвуя в первой Турецкой войне, обратил на себя внимание государыни, с которой завязал переписку. В 1774 году был вызван в Петербург, и здесь началось его возвышение. В короткое время он сделался генералом-адъютантом, генерал- аншефом, вице-прези­дентом военной коллегии, графом с титулом светлости. Существу­ет даже предание, что Екатерина тайно вступила в брак с Потем­киным, и до сего времени в церкви Большого Вознесения на Ни­китской улице в Москве можно видеть венцы, в которых сверши­лось венчание императрицы с фаворитом.

В течение семнадцати лет на внутренней и внешней политике России сказывалось влияние государственного ума Потемкина. По присоединении Крыма, в 1783 году. Потемкин назначен шефом кавалерградского корпуса, фельдмаршалом и президентом воен­ной коллегии. После путешествия Екатерины по ее новым владе­ниям он получил титул Таврического.

Во вторую Турецкую войну Потемкин принял командование над всеми войсками, хотя, лично не имел талантов полководца.

 В 1791году приехал в Петербург, но ему неприятно было ви­деть увлечение государыни новым фаворитом, таким ничтожест­вом, как Зубов. Из-за этого между Екатериной и Потемкиным нередко происходили ссоры. Устроив свой домашний праздник в Таврическом дворце,  Потемкин, совсем больной, первого августа вернулся к армии, а 5-го октября 1791го-да скончался в дороге, в степи, в сорока верстах от Ясс. Тело покойного было поставлено в склепе церкви св. Екатерины в Херсоне. В 1798 году Павел Первый приказал похоронить его прах и уничтожить в церкви памятник, воздвигнутый Екатериной Второй.

Колоссального роста, могучего сложения, Потемкин отличался красивой наружностью, но в 1783 году, окривел на один глаз, по вине лечившего знахаря.

Человек крупного государственного ума, широких взглядов, он по своим нравственным свойствам был олицетворением чисто рус­ской натуры со всеми его недостатками, По отношению к окружающим он являлся «то гордым сатрапом стран Востока, то любезнейшим из придворных Людовика четырнадцатого».

Потемкин легкопостигал сложные политические комби­нации, и его прозорливость часто граничила с гениальностью. Прямой, смелый, он снимал препятствий и всегда смотрел опасности в глаза.

Узнав о смерти своего «сердечного» друга, Екатерина сказала: «Теперь не на кого опереться».