Связаться с нами-  e-mail: orck-opochka@rambler.ru

III. Опочка

Разногласие списковъ русскихъ летописей относительно года основания Опочки. Мнение объ этомъ академика А. А. Шахматова. Основание Опочки въ 1414, а не въ 1412 году. — Причина возникновения Опочки.

Въ предыдущей главe была речь о пригороде Коложе, который после разорения его литовцами не былъ возобновленъ какъ крепость, такъ какъ псковичи нашли более удобнымъ устроить крепость на бе­регу реки Великой въ той местности, где въ настоящее время нахо­дится Опочка. О городе Опочке и его уезде преимущественно и будетъ теперь наша речь.

Происхождение города Опочки относится къ началу XV столетия.

На это существуютъ указашя русскихъ летописей, которыя составляють первостепенный, важнейший источникъ историческихъ сведений какъ о Рoccии вообще, такъ и въ частности—о какой бы то ни было области или древнемъ городе Русскаго государства[1]). Въ Псковскихъ летописяхъ находится точное указание относительно того, когда, кемъ, где и, отчасти, по какому поводу основана Опочка.

Въ Псковской второй летописи подъ 6922 годомъ говорится сле­дующее: „Псковичи поставиша градъ Коложе на новомъ месте на Опочке, а сделаша весь у две недели въ осень по Покрове" [2]); въ Псковской первой летописи, по списку Архивскому IV, находится такое известие:

„Лета 6922. Псковичи поставиша городъ на Опочке, надъ Вели­кою рекою; начаша делати за неделю по Покровe, а сделаша 2 недели весь“[3]);

по списку же А. Ф. Малиновскаго Псковской первой летописи, въ издании М. Погодина, выражение „на Опочке" заменено словомъ: „Опочку", такъ что о построении Опочки сообщается въ следующихъ словахъ:

"Псковичи поставиша городъ Опочку..."  [4]) (Рис. 4).

6922 годъ соответствуетъ 1414 году нашего летосчисления.

Въ некоторыхъ спискахъ Псковской первой летописи, какъ, напримеръ, нами уже указанномъ списка А. Ф. Малиновскаго, основание Опочки отнесено къ 1412 году. Въ этомъ списке говорится такъ:

„Въ лето 6920 (Псковичи) поставиша городъ Опочку".

При такомъ разноречии относительно года основания Опочки, не­вольно возникаетъ вопросъ: какой же годъ следуетъ считать годомъ оснонания Опочки: 1414 или 1412, или — какой списокъ Псковскихъ лето­писей наиболее достоверенъ и тексту какого списка нужно отдать предпочтение?

По мнению компентентныхъ лицъ и такихъ известныхъ нашихъ ученыхъ, каковъ академикъ А. А. Шахматовъ, изследователь русскихъ летописей, Псковския летописи, въ издании Археографической Коммисcии, считаются наиболее достоверными, чемъ въ издании М. Погодина, въ которой oснование Опочки занесено подъ 1412 годомъ. „При ссылкахъ на Псковския летописи, говорить академикъ А. А. Шахматовъ, надо иметь въ виду, что издание Погодина вообще устарело и заме­нено вполне IV и V томами Полнаго собрания русскихъ летописей, въ издании Археографической Коммиссии. Такимъ образомъ, цитируя известия летописей относительно построения Опочки по списку Архивскому IV, въ издании Археографической Коммиссии, мы считаемъ наибо­лее вероятнымъ, что городъ Опочка построенъ въ 1414, а не въ 1412 г.

Не считая себя компетентными въ такомъ важномъ вопросе, какъ вопросъ о разночтенияхъ, встречающихся въ русскихъ летописяхъ, отно­сительно года основания города Опочки, мы обратились за разрешениемъ его къ уважаемому и почтенному академику А. А. Шахматову, который былъ такъ любезенъ, что осветилъ намъ это труднейшее ме­сто летописей. Да простить намъ А. А. Шахматовъ, что мы, опираясь на его авторитетъ, воспроизведемъ здесь решение имъ вопроса, изло­женное къ намъ въ письме отъ 15 декабря 1911 года. Онъ говорить: „Несомненно, что въ 1414 году возникъ новый городъ Опочка". При­ведя два вышеуказанныхъ известия Псковскихъ летописей, въ издании Археографической Коммиссии, относительно основания города Опочки въ 1414 году, А. А. Шахматовъ продолжаетъ: „Только въ списке Псков­ской первой летописи Архива Министерства Иностранныхъ Делъ (бывшемъ Малиновскаго) читаемъ это известие подъ 6920 (1412) годомъ; въ лето 6920 индикта 5. Но археологическия данныя этого списка вообще не достоверны. Такъ онъ сообщаетъ о томъ, что солнечное затмение было 6928 (1420) года июля 16-го, между темь въ Новгор. 1-й лето­писи оно записано подъ 6931 (1423), и действительно затмение имело место 16 юля 1423 года.—Владыка Евфимий по списку Малиновскаго поставленъ на владычество въ 6929 (1420) году, между темь онъ на самомъ деле поставленъ въ 6932 (1423) году (24 сентября).—Василий  Дмитриевичъ, в. князь, умеръ 27 или 28 февраля 1425 года, а по списку Малиновскаго въ 6929 (1421). Кроме того, въ списке Малиновскаго опущень рядъ годовъ; такъ между прочимъ опущены статьи 6919 и 6920 года, Этимъ я, пишеть А. А. Шахматовъ; объясняю себе, почему вследъ за статьей 6918 (1410) читаемъ въ списке Малиновскаго статью 6921-го года подъ 6919.

Псковская первая летопись.

Bсе списки:                                                   Сп. Малиновского:

Въ лето 6918, индикта въ 3.                      Въ лето 6918, индикта въ 3.

Въ лето 6919.............................                    пропускъ

Въ лето 6920 ...........................                    пропускъ 

Въ лето 6921 ...........................                    Въ лето 6919, индикта 4.

Въ лето 6922 Псковичи поста-                 Въ лето 6920, индикта 5. Пско-

виша городъ на Опочке                             вичи поставиша городъ Опочку.

 

Ясно, что хронологическое указание списка Малиновскаго—резуль­татъ ошибки. Следовательно, достоверною является дата 6922(1414).

Такимъ образомъ 500-летие города Опочкн со дня основания испол­няется не въ текущемъ, а лишь въ 1914 году.

Название Опочки, по Нашему мнению, ранее 1414 года въ русскихь летописяхъ не упоминается; существуетъ, однако, воззрение, вы­сказанное Опочецкимъ историкомъ И. П. Бутырскимъ и поддержи­ваемое въ исторической литературе, что имя Опочки въ первый разъ встречается въ летописи не позднее 1341 (6849) года, и что подъ этимъ годомъ Опочка названа селомъ, причемъ г. Бутырский въ данномъ случае ссылается на указание летописи и авторитетъ Псковскихъ историковъ г. Ильинскаго и митрополита Евгения. Онъ говорить:

„Въ лето 6849 (1341), индикта въ 9, месяца сентября въ 9, убиша Немци въ Лотогоре, на селе на Опочке, Псковскихъ пословъ 5 мужь, Михаля Любиновича, Евана Михалковича и Смена Леонтьевича, Власия Колотиловича, Анфима Полуторановича, на миру; и Псковичи, ехавше, повоеваше Лотыгору о князи Александре о Всеволодичи, месяца де­кабря въ 21, предъ Рождествомъ Христовымъ" [5]).

Приведя это известие, г. Бутырский продолжаетъ: „Подъ именемъ Латыгоры, Лытогоры и Лотыгоры, Н. М. Карамзинъ (См. Ист. Госуд. Росс. Томъ IV, стр. 225), разумеетъ Леттгаллию, а Летты или Латыши и теперь находятся въ Опочецкомъ уезде, частью въ городскомъ Успенскомъ, а более въ Красногородскомъ приходахъ, след. и село Опочня находилось въ техъ же краяхъ, а, можетъ быть, и ближе, на нынешнемь Завеличье, и составило первый посадъ города Опочки (Н. Ст. Ильинский даже не называетъ его Опочиею, а прямо Опочкою).

"6849 (1341) Сентября 9 немцы въ Лотыгоре на селе Опочкe пе­ребили 5 человекъ Псковскихъ пословъ: Михайла Любимовича, Ивана Михайловича, Семена Леонтьевича, Власия Колотиловича, Панфила Полу­торановича, за что въ 21 день декабря съ Княземъ Александромъ Всеволодовичемъ ходили воевать Псковичи иа Лотыгорь“ (Истор. Опис. Пскова, ч. И, стр. 38).

„Митрополитъ Евгений, въ своей сокращенной Псковской летописи, собранной изъ отечественныхъ и иностранныхъ летописей, не упоминая вовсе ни объ Опочке, ни о селе Опочне, подъ 1341 годомъ го­ворить: „За побиение Лифляндцами у Латышей пословъ Псковскихъ, Псковичи въ декабрь, предъ Рождествомъ Христовымъ, съ княземъ Вссволодомъ Александровичемъ, ходили на самыхъ Латышей" (Ист. Княж. Пск. ч. IV, стр. 30).......

..........  „Островъ.... кажется былъ древнейшимъ изъ пограничныхъ; но и онъ во Псковской летописи начннаетъ упоминаться только съ 1341 года, а Опочка подъ темъ же годомъ, названа только селомъ, пограничнымъ къ Латыгоре или Латышамъ Лифляндскимъ“.

Изъ всего вышесказаннаго следуетъ, оканчиваетъ г. Бутырский свою речь, что Опочка, подъ именемъ ли села Опочни или Опочки, какъ говорятъ—Митрополитъ Евгений и Н. Ст. Ильинский, существовала еще ранее 1341 года. Ибо очевидно, что не въ этотъ же самый годъ, въ который, по случаю упоминается она въ летописи, получила и свое существование. Мало была она тревожима неприятелями, но доколе существовалъ городъ Коложо, не имела нужды въ укрепленияхъ или, безъ метрополии своей—Пскова, не въ состоянии была сама себя укре­пить. Черезъ шесть же или восемь летъ, по разорению Коложа, Пско­витяне сочли необходимыми сделать не изъ ней, а подле ней, крепость несравненно выгоднейшую въ стратегическомъ отношении самого го­рода Коложа, (который былъ построенъ скорее у ручейка, чемъ у речки, хотя и на самородной горе), крепость впоследствии просла­вившуюся многими безуспешными на нее нападениями и осадами. И на­селена она, безъ сомнения, жителями тогожъ села Опочни или Опочки, близъ котораго построена" [6]).

Таковы соображешя нашего историка, съ которыми мы, однако, не можемъ согласиться по следующимъ основаниямь: Г. Бутырский, прежде всего, отожествляетъ Опочню и Опочку, между темъ въ летописяхъ нигде нетъ такого отожествления: подъ 1341 годомъ въ летописяхъ упоминается лишь Опочна или Опочня, и при томъ только какъ село; Опочка же упоминается значительно позднее 1341 г. и притомъ какъ городъ, какъ крепость, какъ укрепленный пунктъ. Далее изъ контекста речи Псковской первой летописи видно, что Опочна, упоминаемая подъ 1341 годомъ, находилась не на месте или близъ места теперешней Опочки, и не въ пределахъ нынешняго Опочецкаго уезда, где—нибудь въ Красногородскомъ или темъ более Успенскомъ приходахъ, якобы тогда обитаемыхъ латышами, а вернее ближе къ Острову, вероятно, въ теперешнемъ Островскомъ уезде, именно близъ границы съ Витебской губернией и Лифляндией, где до настоящего времени находятся реки, называемыя Опочной и Опоченкой, которыя, протекая по Островскому уезду, служили, видимо, живымъ урочищемъ, границей, отделяющей Островский и Люцинский уезды съ одной стороны, и тотъ же уездъ и Лифляндию съ другой.

Затемъ нельзя могласиться съ мнениемъ г. Бутырскаго потому, что псковичи, мстя за убитыхъ пословъ, обратились съ просьбою итти на латышей не къ коложанамъ, вельянамъ или ворончанамъ, кои, по мнению Бутырскаго, должны бы быть ближе къ месту печальнаго происшествия—села Опочие, а обратились въ томъ же году съ приглашениемъ къ островичамъ... „Филипъ Ледовичь и Олферей Селковичь съ Поречаны, того же лета (6849), послаше ко Островичемъ: «хотите ли поехати воевати Лотыгору?" и Островичи яшася ехати на Лотыгору и срокъ серкоше, где съиматися Псковичемъ съ островичи на княжн селъ на Изгояхъ. И выехавше Филипъ и Олуферей и мало дружине съ ними, охочихъ 60 мужь, на срокъ ко Островичемъ, а иные Псковичи не успеше съ ними выехати, а Немци и Лотыгори такоже поехали воевати волости Псковския; и сретошася Псковичи съ Немци и съ Лотыгорою на княжи селе на Изгояхъ, месяца июня въ 5 День, на память Святыхъ Мученикъ 10"; бяшеть Немецкоя рати и Лотыгорей 200 и боле, а Псковичь 60 мужь, а Островичи не приспеша.......... , и утомившеся Псковичи въ малъ Дружине и отступиша прочь отъ такоя сеча, притужно бяше имъ было тогда велми, а Немци и Латыгора въ томъ месте воротишася, и начаша провадитися за Великую реку съ трупьемъ. И въ то время приспевше Островичи о Васильи о Онисимовичи, тогда опять ему посадничество во Острове, и удариша на нихъ; и aбие Немци и Латыгола не успеша ничтоже, овыхъ избиша, а иши въ реце истопша, а кто переехалъ съ трупьемъ, а ти посрамленн побегоша прочь, и трупья повергъше, помощью святыя Троица и молитвою святаго отца Николы. Того же месяца догадавшеся Пско­вичи пешци, молодые люди, пойдоша воевать Занорвья 50 мужь о ка­леке о Карпе о Даниловиче, а въ то время Немци переехавше Но­рову повоеваше села Псковская по берегу"  [7]). Латыгора и немцы, какъ это видно изъ приведеннаго места летописи, направлялись не къ Ко­ложу, Велью, или Вороничу, а именно въ сторону Острова, къ реке Норове....

Наконецъ, всего вероятнее, Псковские послы, которые были убиты немцами въ Латыгоре, отправились для переговоровъ о мире къ немцамъ и остановились на границе, отделяющей Псковския владения, а таковою границею тогда вполне могла быть речка Опочна, а на берегу ея могло быть село подъ именемъ Опочни; и это темъ более вероятно, что обыкновенно послы посылались дли переговоровъ на границу договаривающихся сторонъ, а не внутрь страны, какъ это могло быть, если бы близъ или на месте теперешней Опочки было село Опочни или Опочна.

Обозревая политическую историю Русскаго государства во второй полопине XIV века и въ первой половике XV, необходимо обратить внимание на то, что въ это время Новгородская и Псковская области представляли собою два отдельныхъ другъ отъ друга народоправства, и при томъ почти независимыя отъ Москвы, престольнаго города Рус­скаго государства. Еще въ 1348 году между новгородцами и пскови­чами былъ заключенъ такой договоръ: 1) Пскову быть младшимъ братомъ Новгорода; 2) посадникамъ Новгородскимъ въ Пскове не сидеть и не судить; 3) делъ изъ Пскова въ Новгородъ не переносить; 4) отъ Владыки судить во Пскове наместнику изъ псковичей ' [8]).

Получивъ полную гражданскую независимость, Псковъ является въ XIV и XV столетияхъ оплотомъ не только Новгорода, но всей Рус­ской земли, принимая на себя удары со стороны внешиихъ враговъ— немцевъ и, главнымъ образомъ, литовцевъ.

Особенно много этихъ ударовъ пришлось претерпеть Опочке, которая, какъ было ранее сказано, заменила крепость Коложе.

После разорения литовцами въ 1406 году города Коложа у пско­вичей на юге не было укрепленнаго пункта.

Лишившись на юге последняго оплота, псковичи немедленно дол­жны были построить тамъ новую крепость, новый укрепленный пунктъ; такою крепостью и явилась Опочка, о построении которой говорится подъ 6922 или 1414 годомъ. Такимъ образомъ Опочка обязана своимъ возникновениемъ уничтожению пригорода Коложа, почему въ летописи и говорится: „Псковичи поставиша городъ Коложе на новомъ месте, на Опочке", считая Опочку какъ бы возстановленнымъ пригородомъ Коложе, но только на другомъ месте; изъ приведеннаго же выше ме­ста летописи видно, что псковичи очень поспешно поставили Опочку: „сделаша у весь въ 2 недели въ осень по Покрове", или "начаша делати за неделю по Покрове, а сделаша 2 недели весь". Эта поспеш­ность въ построении Опочки, по нашему мнению, объясняется взятиемъ въ 1414 году у псковичей литовцами еще одного укрепленнаго пункта, какимъ былъ Себежъ  [9]), о которомъ въ польскихъ летописяхъ повест­вуется, что его въ 1414 г. в. кн. Витовтъ, идя къ Дриссе противъ псковитянъ, взялъ и сжегъ  [10]).

Въ чемъ же состояла самая постройка, если псковичи въ такой короткий срокъ могли поставить целую крепость? Ответь на этоть вопросъ находится въ древнемъ способе строить города. Въ самомъ деле для постройки древней Опочки необходимы были только люди, материала же и времени требовалось мало. Выбравъ очень удобное место на берегу реки Великой, где она делаетъ поворотъ (у тепереш­ней Успенской церкви) почти подъ прямымъ угломъ на западъ, пско­вичи прорыли по направлению къ северу ровъ, и соединили этотъ новый рукавъ съ русломъ реки нисколько ниже, а землю наносили на образуемый такимъ путемъ островъ, гдЪ и прежде, безъ сомнения, была природная гора или возвышенность. Образовавшейся затемъ насыпной валъ былъ обнесенъ, по тогдашнему обычаю, деревянными стенами и бойницами. Съ одной стороны господствующий надъ местностью зем­ляной валъ, а съ другой вода, омывающая со всехъ сторонъ этотъ валъ, сделали изъ новоустроеннаго города внушительную крепость, которая въ XV и XVI столетияхъ не разъ подвергалась нападению и осаде враговъ.

Тамъ же на валу одновременно съ возведениемъ деревянныхъ стенъ и бойницъ была построена псковичами Спасская церковь, о построении которой въ Псковской Первой летописи подъ 6922 годомъ, вследъ за известиемъ о построении Опочки, говорится следуюшимъ образомъ: "того лета поставлена бысть церковь новая Святый Спасъ въ Пу­стыню"  [11]).

До насъ не сохранилось, кроме приведенныхъ, никакихъ сведений о другихъ первоначальныхъ постройкахъ на валу.


[1] Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии. Выпускъ I . Вятка.  1905. Стр I.

[2] Полн. собр. рус. лет. изд. Археограф. Ком. Т. 5. Стр. 82.

[3] Полн. собр. рус. лет. изд. Археограф. Ком. Т. 4. Стр. 202.

[4] Псковская летопись, изданная М. Погодинымъ.  Москва. 1837. Стр. 50

[5] Полн. собр. рус. лет. изд. Археограф. Ком. Т. 4. Стр. 186.

[6] Опыгь древней истории города Опочки. Изд. И. И. Куколькина. Псковъ. 1879. Стр. 2—4;— Прибавление къ Псковскимъ Губернскимъ Вед. 1843 г. № 9, стр. 49—52;—Городския поселения въ Российской Империи. Т. 4. СПБ. 1864. Стр. 288—291.—Памятная книжка.  Псков. губ. на 1897 г. 0тдел. III—Псковская губерния. Историко-географические очерки. Сост. И. И. Васильев. Стр. 228.

[7] Полн. собр. рус. лет. изд. Археограф. Ком. Т. 4. Стр. 187.

[8] Святые и древности Пскова. Соч. гp М. Toлстого. Москва. 1881. Стр. 8.

[9] Хотя въ Псковской первой летописи подъ 7043 (1541) годомъ говорится, что "Новгородцы посохи много послаша Себежа нового делати", и что " того же лета замыслиша государь нашъ князь великий Иванъ Васильевичь поставити городъ на Себежи озере, въ Литовской земле, 60 верстъ отъ Опочки." (Полн. собр. рус. лет. Т.4. Стр. 300.), однако намъ кажется, что здесь идет речь о построении собственно городскихъ стенъ, и что Себежъ, как крепость уже давно существовалъ. Авторъ.

[10] Памятная книжка Витебской губернии на 1895 годъ. Стр. 202.

[11] Полн. собр. рус. лет. изд. Археограф. Ком. Т. 4. Стр. 202.