Связаться с нами-  e-mail: orck-opochka@rambler.ru

Городище Коложе

Русскому государству особо угрожало Литовское государство князя Витовта, который неожиданно вторгался в разные области Руси и производил там значительные опустошения, предавая насе­ление и его имущество огню и мечу. Одним из таких набегов Витовт совершил в 6914 году (1406) на крепость Коложе, осадил и сжег Городище и крепость, Коложе после разорения литовцами не возобновлялось. Псковичи сочли более удобным построить новую крепость на излучине реки Великой, что против женского монасты­ря Успенья, что и было сделано в 6922 году (1414),

Опочецкий историк Леонтий Автономович Травин, сообщая о разорении Коложе писал: «Город Коложе был укреплением и защитой от нападения неприятельского тогдашним обитателям. Строен же, как видно, не малолюдством, но народным количест­вом, поелику осыпной вал сей крепости и обширность превосхо­дит все прочие находящиеся в сей же стране ссыпные курганы». (По описанию, составленному в 1789 году, Коложе высотою от 10 до 15 сажен, причем на самом валу земляная насыпь в одну са­жень) «...что не маловременны были тут жилища обитателей, то как замечательно по положению места, не меньше же уверитель­но и заведению садов, ибо и поныне таковом запустении в поросли диких лесов между оных в порослях находятся грушевые и виш­невые деревья».

Историк Опочецкого края Петр Бутырский сообщает, что когда- то было установлено ежегодно ходить с Крестным ходом из города Опочки от соборной Спасопреображенской церкви после Ильина дня в первое воскресение со святым спасителевым образом.

Бутырский упоминает: «Крестный ход, неизвестно когда начав­шийся, а учрежден, вероятно, для совершения служб над прахом коложан, павших от меча Витовта, приблизительно около 1800 го­да. Прекратился крестный ход, по малу числу богомольцев и по не­достатку крестоносцев».

В этот день торговцы из Опочки ездили на городище Коложе с калачами, кренделями, пряниками, потому что там собиралось большое количество крестьян, которые называли этот день вторым Ильей. В 18 — 19 веках на вершине кургана находилось кладби­ще. На вершине полузасыпанная яма, по легенде, здесь стояла про­валившаяся под землю церковь во времена нашествия Витовта.