Каждый январь ленинградцы отмечают годовщину разгрома немецких войск под Ленинградом. Героическая оборона города на Неве, которая длилась 900 дней (8 сентября 1941 г. — 27 января 1944 года) — один из самых выдающихся, самых потрясающих подвигов народа и армии во всей истории войн на земле. Под руководством Ленинградской партийной организации город был превращен в неприступную крепость: созданы внутренние оборонительные сооружения, в короткий срок сформированы 10 дивизий ополчения, 16 отдельных артиллерийско-пулеметных батальонов, 7 партизанских полков и много других формирований.
В боях за Ленинград проявил мужество и героизм комиссар второй дивизии ополчения Павел Тихонович Тихонов, уроженец деревни Голощапы.
В 1959 году П. И. Кузнецов в своей брошюре «Великий патриотический подвиг » писал: «Военком П. Т. Тихонов ежедневно бывал среди своих ополченцев. Он интересовался, знают ли бойцы задачу, как они отдыхают, питаются, получают ли газеты и письма. Если оказывалось, что бойцы не знают что-либо, он терпеливо разъяснял им. Если они жаловались на недостатки, он принимал меры к их устранению». Ополченцы с любовью относились к своему комиссару. Они привыкли видеть его там, где была наибольшая опасность, где обстановка становилась сложной. 3-го сентября 1941 года газета «На защиту Ленинграда» писала: «В битве с полчищами немецких фашистов отличились и покрыли себя боевой славой цельте подразделения. Достойно, как подобает ленинградцам, дерутся с врагом бойцы, командиры и политработники, где комиссаром тов. Тихонов». Дивизионная газета писала в те дни о П. Т. Тихонове: «Кто знает его, не забудет вовек: прекрасный товарищ, простой Человек».
В ленинградском партийном архиве хранятся воспоминания батальонного комиссара В. Мальво о мужестве комиссара Тихонова: «Развернулся решающий бой. Под Средним селом враг давит на наши позиции. Тонкая цепочка бойцов, сдерживающая фашистов, грозит каждую минуту оборваться. В самый критический момент на гребне противотанкового рва во весь рост появился Тихонов. С группой бойцов, приведенной им, бросился в атаку. Враг не выдерживает, но, отступив в одном месте, начинает нажимать в другом. Тогда военком собирает бойцов комендантского взвода, и снова бросается в пучину боя».
В одном из сентябрьских боев 1941 года у села Коровино Ораненбургского района осколком вражеского снаряда комиссар был смертельно ранен. С трудом произнес последние слова: «Стойте, товарищи, за Ленинград, стойте за нашу землю!». Тело героя-комиссара было привезено в Ленинград. Трудящиеся Московского района, отдавая последний гражданский долг, с воинскими почестями похоронили военного комиссара на Волковском кладбище. Дивизионная газета, выражая мысли ополченцев, писала:
Словами не выразить
скорбь и печаль,
Товарища, друга до боли нам жаль.
Клянемся мы Знаменем
Красным своим —
Фашистским бандитам
В сто крат отомстим.