Волонтерский десант начал на городище Коложе восстановительные работы
1 октября 2013 года участники клуба «Краевед», работающего на базе Опочецкой районной библиотеки им. А.С. Пушкина, организовали экскурсию на городище Коложе для учащихся 10-б класса Опочецкой городской средней школы № 4 (классный руководитель – Вера Анатольевна Сергеева). Краеведы и школьники захватили с собой лопаты и грабли, поскольку целью мероприятия намечалось не только знакомство с историей древней крепости.
Дело в том, что на одном из заседаний клуба «Краевед» было решено начать восстановительные работы на городище, закопав траншеи и шурфы – результат набега «черных копателей» в двадцатых числах апреля 2013 года. Устроив на Коложе настоящий погром и забрав обнаруженные артефакты XIV столетия, грабители оставили на городище огромные ямы и груды выброшенной из них земли. А ведь Коложе – памятник археологии федерального значения, и привести городище в порядок накануне празднования 600-летия Опочки – долг чести для всех людей, кто не на словах любит свою малую родину и дорожит ее историей.
Пока автобус с участниками волонтерского десанта – так следовало бы называть это мероприятие – двигался в сторону Кудки, школьникам была прочитана краткая лекция о Коложе, крепости-предшественнице Опочки.
Как полагают историки, эта крепость была построена примерно в середине XIV столетия. Впервые она упоминается в «Списке городов русских дальних и ближних» за 1390–1391 гг. Существовало же Коложе до 5 февраля 1406 г., когда великий князь Литовский Витовт, нарушив перемирие, напал на эту маленькую деревянную крепость, сжег ее и разграбил округу, захватив в плен 11 тысяч человек (мужчин, женщин и детей).
По мнению некоторых исследователей, пленники были угнаны в Гродно и компактно поселены там в районе Борисоглебской церкви, построенной еще в XII веке. И как раз по этой причине церковь получила свое второе имя – Коложская. Однако есть факты, которые позволяют усомниться в этой версии. В конце XV века этот храм был в запустении и полуразрушен, чего явно не произошло бы в том случае, если б он действительно служил приходской церковью для якобы живших поблизости коложан.
Возможно, Борисоглебскую церковь называли Коложской потому, что территория, где ее построили, носило название «Коложень» – так белорусы именовали влажные места, где много водных источников. А обследование окрестностей храма подтвердило наличие здесь ключей и обильных водой почвенных горизонтов.
Однако вернемся на Псковщину.
Не исключено, что история Коложе началась еще в языческие времена. На городище когда-то стояла Ильинская церковь, позже – часовня во имя Ильи-пророка. И до сих пор в окрестностях помнят и чтят праздник «второго Ильи», отмечавшийся в первое воскресенье после Ильина дня. Прежде к этому дню приурочивались крестный ход на Коложе и большая ярмарка у городища.
Историки религии хорошо знают, что культ христианского святого Ильи-пророка впитал в себя черты древнего языческого культа Перуна. Его капища как раз и устраивались на возвышенностях. А Коложе, представляется, самый высокий холм в этих местах. Так что не чествовали ли местные жители под видом Ильи-пророка древнего языческого повелителя грома и молний Перуна?..
Когда школьники в сопровождении своего классного руководителя и участников клуба «Краевед» преодолели пешком изрядный кусок пути над красивейшей в Опочецком районе долиной реки Кудки и поднялись на городище, им был показан и оставшийся здесь на старом кладбище обломанный древний каменный крест с Голгофой и традиционной сокращенной (под титлами) надписью: «Царь славы Иисус Христос Ника». Два других коложских каменных креста, меньших размеров и лучшей сохранности, находятся сейчас в Опочецком краеведческом музее.
Времени для земляных восстановительных работ оставалось не так и много (к трем часам школьники должны были вернуться в Опочку). Участникам десанта удалось закопать и заровнять граблями пока только часть грабительских ям. Но добровольцы непременно завершат начатое на Коложе благородное дело.