Очередная встреча с учащимися 5а класса ОСШ № 4 – это беседа на предмет знания своих прославленных земляков, рассказ о жизни и творчестве русского композитора Н.П. Яхонтова (1764-1840) и обращение пристального взгляда на самих себя, к своим способностям и желаниям.
Вспомнили имена знаменитых земляков. Внимательно прослушали повествование о детских годах, первых шагах на военной службе (Преображенский, Измайловский полки), приобщении к творчеству и дружбе с представителями русской передовой интеллигенции конца XVIII века, среди которых его родственник, выдающийся деятель культуры Н.А. Львов и поэт Г.Р. Державин. Николай Петрович служит в Коллегии иностранных дел, в Стокгольме, титулярным советником во Франции. Однако вынужден был вернуться в Россию из-за слабого здоровья отца. Создает свою первую, полную французских воспоминаний, оперу «Король и пастух», где им выражена неприкрытая симпатия к крепостным. По возвращении в Петербург служит в почтовом ведомстве. Возобновление дружеских встреч и творческое общение с Львовым привело к появлению нового музыкального сочинения «Сильфа». Опера «Сильф, или Мечта молодой женщины», самое значительное произведение композитора, посвящено было им С.А. Пальчиковой, сестре А.А. Пещурова. С 1793 года Яхонтов живет в Пскове, служит советником при псковском губернаторе, затем возглавляет Псковское казенное училище. Довелось работать и губернским прокурором, и судьей Псковского суда. По выходу в отставку живет в своем имении Туховик Псковского уезда, не забывает наведаться и к родственникам в дер. Кунино Новоржевского уезда (ныне Опочецкого). Деятельная натура требует новых занятий, впечатлений. Он правит свои музыкальные произведения и занимается сельским хозяйством. Одним из первых на Псковщине стал разводить картофель.
Одаренный музыкант, незаурядный оперный композитор Н.П. Яхонтов честно служил Отечеству. Далее ведущая обращается к ребятам с вопросом об их увлечениях. Не ожидали, задумались, уже готовы были поделиться, но прозвенел звонок. Однако с одним из учащихся Ильей Савуновым общение продолжилось. Он увлечен стихосложением, и ему уже удаются прекрасные строки:
Стоит в лесу большуший дуб.
На нем птицы дивные живут.
И ходит по лесу кабан,
Все нюхает он что-то там.
Чтоб поскорей ему поесть,
На дуб не может он залезть,
Разрыл умелец яму под корнем
И видит много муравьев.
И вдруг как завизжит, как запищит
И прочь от дуба он бежит.
Не ходит больше в тех местах кабан,
Боится муравьев-малюток встретить там.