Связаться с нами-  e-mail: orck-opochka@rambler.ru

"Экологические диалоги с детьми"

09 Ноября 2016

"Экологические диалоги с детьми"

«Любовь к родной стране начинается с любви к природе». Это высказывание Константина Георгиевича Паустовского нацеливает  нас, библиотекарей, внести свой посильный вклад в дело воспитания у подрастающего поколения  чувства личной ответственности за сохранение богатства природы.

Библиотекари  должны  соответствовать сегодняшнему дню. Мы самые любознательные представители общества,  наша работа – это работа с книгами.  А книги несут знания, и эти знания мы передаем детям.  Занимаясь экологическим просвещением, библиотекари помогают  защитить зеленый дом Земли. С помощью различных форм библиотечной работы мы затрагиваем серьезные проблемы выживания природы на планете, формируем у детей систему знаний  о живой природе, создаем условия для развития таких моральных качеств, как доброта, гуманизм, сострадание. Еженедельно к нам идут дети на библиотечные уроки, мы общаемся, сочиняем, рисуем, фантазируем, наши изношенные фонды порой творят чудеса и выдерживают нагрузку временем, главное, что они востребованы.  «Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом» - под таким девизом  в Опочецкой районной библиотеке имени А.С. Пушкина прошли  часы экологии для детей «Мы – друзья природы». Мероприятия сопровождали презентации:  «Исчезающие животные», «Лесная аптека», «Путешествие капельки»,  «Луговые цветы»  в форме игр-загадок, конкурсы: «Родник сюрпризов», «Что за птица, что за зверь?», «Что в лесу растет, что в лесу цветет?», викторины: «Узнай по описанию», «Большие и маленькие раны природы», «Найди детеныша», «Лес чудес», детям раздавались рекламные листки-напоминания «Правила поведения на природе».  Для детей с ограниченными возможностями в течение учебного года были проведены уроки Книговичка,  где с  детьми в игровой форме обсуждались экологические проблемы родного края, учащиеся  знакомились с Красной книгой Псковского края,  рисовали и создавали свою Красную книгу. Уроки сопровождались чтением вслух экологических сказок. На занятиях с книгой мы использовали один из приемов сторителлинга(рассказывание историй) - продолжение сказочных историй  дети придумывали  сами. Экологические диалоги о доброте и сострадании, виртуальные путешествия по тайничкам природы, выставки-викторины, анкеты,  разгадывание кроссвордов, творческая атмосфера занятий способствовали расширению кругозора детей, развитию интереса к теме  охраны природы. См.Фото на сайте opochka.ru

Мы совершенствуем библиотечные методы работы.  К Году экологии родилась идея эко-проекта -  помочь детям села. В сельских библиотеках нет книг по экологической тематике, кроме периодики.

И сегодня проект состоялся, работает и востребован, как показали отзывы читателей и библиотекарей. Прекрасно иллюстрированные книги находятся в постоянном движении, изучаются. Встречи с книгой  в сельской библиотеке стали настоящим праздником для детей и родителей.

Проект «Путешествие эко-рюкзачка»

Краткое содержание:

Экологические проблемы нашей планеты вызывают обеспокоенность общественности, поэтому  экологическое воспитание подрастающего поколения в наши дни является актуальным. С юных лет необходимо научить детей любить и охранять природу, бережно относиться к природным ресурсам.

Подборка книг «эко-рюкзачка» направлена на экологическое воспитание школьников,  на духовно-нравственное развитие личности, на повышение уровня экологической культуры.

Проект предусматривает вовлечение  детей в прочтение книг экологической направленности, информирование в области экологии, обогащение необходимыми знаниями  по окружающему миру, формирование  заинтересованного отношения и любви к природе, духовности, развитие любознательности, чувства ответственности и бережного отношения ко всему живому миру, формирование таких качеств личности как душевная щедрость и великодушие.

Для выполнения заданий  «эко-рюкзачка» библиотекари сельских библиотек будут проводить обзоры, громкие читки, беседы по прочитанному. Для юных читателей  в рюкзачок вложены задания с сюрпризами.

Организационный этап: август 2016 года.

Начало работы:

сентябрь 2016 года.

Путешествие «рюкзачка» по сельским библиотекам рассчитано на период с 01.09.16 г.

по 01.08.17 г.  

Цель проекта:

помощь сельским библиотекам в создании равных условий в обеспечении экологической литературой.

Задачи:

- воспитать бережное отношение к растительному и животному миру;

           -повысить  уровень читательской компетентности школьников, развить читательский     интерес,  речь, внимание, любознательность, умение анализировать содержание прочитанного;

- научить ребенка извлекать необходимые знания из книг, видеть и чувствовать красоту природы, беречь ее богатства.

Участники проекта:

Руководитель проекта: заведующая отделом обслуживания детей Л.А.Буровцева.

Исполнители проекта: библиотекари сельских библиотек Опочецкого района.

Маршруты путешествия «эко-рюкзачка»:

- 01.09-01.10.16 г. – Приозерная с/библиотека;

- 01.10-01.11 – Барсановская с/библиотека;

- 01.11-01.12.16 г. – Глубоковская с/библиотека;

- 01.12.16-01.01.17 г. – Звонская с/библиотека;

- 01.01-01.02.17 г. – Крулихинская с/библиотека;

- 01.02-01.03 – Лобовская с/библиотека;

- 01.03-01.04 – Лаптевская с/библиотека;

- 01.04-01.05 – Ляпуновская с/библиотека;

- 01.05-01.06 – Матюшкинская с/библиотека;

- 01.06-01.07 – Макушинская с/библиотека;

- 01.07-01.08.17 г. – Норкинская с/библиотека.

Ожидаемые результаты:

- привлечение внимания к экологическим проблемам, проблемам детского чтения, личностного развития ребенка;

- увеличение спроса на книги экологической направленности;

- увеличение возможностей сельской библиотеки в обеспечении книгами;

- повышение уровня библиотечных показателей.

Проект будет способствовать сохранению и развитию сельской  библиотеки как образовательного, воспитательного, культурного информационного центра.

Критерии оценки эффективности проекта:

- отзывы читателей об эко-новинках;

- фотопутешествие  эко-рюкзачка;

-информационные заметки на портале, сайте, в районной  газете.

Перспективы развития:   «рюкзачок» может продолжить  свое путешествие по сельским библиотекам по  измененным  тематикам  книжных подборок.