"Экологические диалоги с детьми"
«Любовь к родной стране начинается с любви к природе». Это высказывание Константина Георгиевича Паустовского нацеливает нас, библиотекарей, внести свой посильный вклад в дело воспитания у подрастающего поколения чувства личной ответственности за сохранение богатства природы.
Библиотекари должны соответствовать сегодняшнему дню. Мы самые любознательные представители общества, наша работа – это работа с книгами. А книги несут знания, и эти знания мы передаем детям. Занимаясь экологическим просвещением, библиотекари помогают защитить зеленый дом Земли. С помощью различных форм библиотечной работы мы затрагиваем серьезные проблемы выживания природы на планете, формируем у детей систему знаний о живой природе, создаем условия для развития таких моральных качеств, как доброта, гуманизм, сострадание. Еженедельно к нам идут дети на библиотечные уроки, мы общаемся, сочиняем, рисуем, фантазируем, наши изношенные фонды порой творят чудеса и выдерживают нагрузку временем, главное, что они востребованы. «Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом» - под таким девизом в Опочецкой районной библиотеке имени А.С. Пушкина прошли часы экологии для детей «Мы – друзья природы». Мероприятия сопровождали презентации: «Исчезающие животные», «Лесная аптека», «Путешествие капельки», «Луговые цветы» в форме игр-загадок, конкурсы: «Родник сюрпризов», «Что за птица, что за зверь?», «Что в лесу растет, что в лесу цветет?», викторины: «Узнай по описанию», «Большие и маленькие раны природы», «Найди детеныша», «Лес чудес», детям раздавались рекламные листки-напоминания «Правила поведения на природе». Для детей с ограниченными возможностями в течение учебного года были проведены уроки Книговичка, где с детьми в игровой форме обсуждались экологические проблемы родного края, учащиеся знакомились с Красной книгой Псковского края, рисовали и создавали свою Красную книгу. Уроки сопровождались чтением вслух экологических сказок. На занятиях с книгой мы использовали один из приемов сторителлинга(рассказывание историй) - продолжение сказочных историй дети придумывали сами. Экологические диалоги о доброте и сострадании, виртуальные путешествия по тайничкам природы, выставки-викторины, анкеты, разгадывание кроссвордов, творческая атмосфера занятий способствовали расширению кругозора детей, развитию интереса к теме охраны природы. См.Фото на сайте opochka.ru
Мы совершенствуем библиотечные методы работы. К Году экологии родилась идея эко-проекта - помочь детям села. В сельских библиотеках нет книг по экологической тематике, кроме периодики.
И сегодня проект состоялся, работает и востребован, как показали отзывы читателей и библиотекарей. Прекрасно иллюстрированные книги находятся в постоянном движении, изучаются. Встречи с книгой в сельской библиотеке стали настоящим праздником для детей и родителей.
Проект «Путешествие эко-рюкзачка»
Краткое содержание:
Экологические проблемы нашей планеты вызывают обеспокоенность общественности, поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения в наши дни является актуальным. С юных лет необходимо научить детей любить и охранять природу, бережно относиться к природным ресурсам.
Подборка книг «эко-рюкзачка» направлена на экологическое воспитание школьников, на духовно-нравственное развитие личности, на повышение уровня экологической культуры.
Проект предусматривает вовлечение детей в прочтение книг экологической направленности, информирование в области экологии, обогащение необходимыми знаниями по окружающему миру, формирование заинтересованного отношения и любви к природе, духовности, развитие любознательности, чувства ответственности и бережного отношения ко всему живому миру, формирование таких качеств личности как душевная щедрость и великодушие.
Для выполнения заданий «эко-рюкзачка» библиотекари сельских библиотек будут проводить обзоры, громкие читки, беседы по прочитанному. Для юных читателей в рюкзачок вложены задания с сюрпризами.
Организационный этап: август 2016 года.
Начало работы:
сентябрь 2016 года.
Путешествие «рюкзачка» по сельским библиотекам рассчитано на период с 01.09.16 г.
по 01.08.17 г.
Цель проекта:
помощь сельским библиотекам в создании равных условий в обеспечении экологической литературой.
Задачи:
- воспитать бережное отношение к растительному и животному миру;
-повысить уровень читательской компетентности школьников, развить читательский интерес, речь, внимание, любознательность, умение анализировать содержание прочитанного;
- научить ребенка извлекать необходимые знания из книг, видеть и чувствовать красоту природы, беречь ее богатства.
Участники проекта:
Руководитель проекта: заведующая отделом обслуживания детей Л.А.Буровцева.
Исполнители проекта: библиотекари сельских библиотек Опочецкого района.
Маршруты путешествия «эко-рюкзачка»:
- 01.09-01.10.16 г. – Приозерная с/библиотека;
- 01.10-01.11 – Барсановская с/библиотека;
- 01.11-01.12.16 г. – Глубоковская с/библиотека;
- 01.12.16-01.01.17 г. – Звонская с/библиотека;
- 01.01-01.02.17 г. – Крулихинская с/библиотека;
- 01.02-01.03 – Лобовская с/библиотека;
- 01.03-01.04 – Лаптевская с/библиотека;
- 01.04-01.05 – Ляпуновская с/библиотека;
- 01.05-01.06 – Матюшкинская с/библиотека;
- 01.06-01.07 – Макушинская с/библиотека;
- 01.07-01.08.17 г. – Норкинская с/библиотека.
Ожидаемые результаты:
- привлечение внимания к экологическим проблемам, проблемам детского чтения, личностного развития ребенка;
- увеличение спроса на книги экологической направленности;
- увеличение возможностей сельской библиотеки в обеспечении книгами;
- повышение уровня библиотечных показателей.
Проект будет способствовать сохранению и развитию сельской библиотеки как образовательного, воспитательного, культурного информационного центра.
Критерии оценки эффективности проекта:
- отзывы читателей об эко-новинках;
- фотопутешествие эко-рюкзачка;
-информационные заметки на портале, сайте, в районной газете.
Перспективы развития: «рюкзачок» может продолжить свое путешествие по сельским библиотекам по измененным тематикам книжных подборок.