К новой жизни

...Шел 1920 год. Еще не закончилась гражданская война, а рабочие и крестьяне Республики Советов при­ступили к строительству жизни на социалистической основе.

Положение в стране было тяжелым. Народное хо­зяйство было подорвано империалистической и граж­данской войнами, иностранной военной интервенцией. Псковщина также была сильно разорена. Не работали многие фабрики и заводы, не хватало сырья и топлива. В деревнях из-за недостатка рабочих рук годами оста­вались невозделанными поля. Не было самого необ­ходимого: семян, плугов, сеялок, соли, спичек.

Усилия партии и народа в эти годы были направ­лены на восстановление хозяйства. Несмотря на тяже­лые условия, рабочие и крестьяне, познавшие радость свободного труда, энергично стремились вывести страну из разрухи, восстановить предприятия, покончить с голодной, необеспеченной жизнью. Энтузиазм трудя­щихся наиболее ярко проявился в коммунистических субботниках, которые, родившись в Москве, были под­хвачены жителями всех городов и сел страны.

Первый коммунистический субботник в Опочке прошел в мае 1920 года. Рано утром, вооруженные лопатами и ломами, с песнями прошли коммунисты и комсомольцы по улицам города к железнодорожной станции. Разруха сказалась и на транспорте. Пути были разрушены и захламлены, из-за чего движение по Псково-Полоцкой железной дороге почти прекра­тилось.

До позднего вечера энтузиасты очищали и ремонти­ровали пути, разгружали забитые хламом вагоны. Днем к ним присоединились железнодорожники, а к вечеру станция была приведена в полный порядок.

Руководил субботником председатель уисполкома Карл Мартович Отс — душа опочецких коммунистов, человек чуткий, принципиальный. Позднее работал он председателем Псковского губисполкома, директором Путиловского завода в Ленинграде, был другом и со­ратником С. М. Кирова.

Последующие субботники были многолюднее: к ком­мунистам и комсомольцам присоединились служащие учреждений, старшие школьники, активисты-обще­ственники. Благоустраивали город, заготавливали дрова и грузили их в составы для трудящихся Петрограда.

Зима 1920/21 года выдалась холодная и снежная. Снежные заносы остановили поезда. Простаивали грузы на станции, пассажиры сутками ожидали, когда по линии начнется движение. На помощь железнодо­рожникам снова пришли коммунисты и комсомольцы. Днем и ночью работали на станции энтузиасты, рас­чищая снежные заносы. Благодаря их помощи железная дорога стала работать бесперебойно.

Другой большой победой энтузиастов-общественников была постройка моста через Великую. Старый мост пришел в негодность. Нарушилась связь между цент­ральной частью города и Завеличьем, между восточной и западной частями уезда. С помощью массовых ком­мунистических субботников мост был построен.

Озеро Глубокое — живописный уголок района, излюбленное место отдыха трудящихся.

Огромным бедствием обрушился на нашу страну в 1921 году голод в Поволжье. Жестокая засуха сожгла в 34 губерниях посевы. Весь советский народ пришел на помощь голодающим. Правительство немедленно вы­пустило внутренний краткосрочный заем на 10 мил­лионов пудов зерна. Были созданы комитеты помощи голодающим (помголы). 45 тысяч пудов ржи отдали опочане в счет этого займа. Был организован также сбор средств в помощь голодающим. На собранные по всей стране средства был закуплен хлеб за грани­цей. Объединенными усилиями всего народа голод был ликвидирован.

Империалисты использовали голод в нашей стране в своих целях: они засылали на территорию погранич­ных губерний контрабандистов и диверсантов. В Псков­ской губернии появились кулацкие банды «зеленых». Для борьбы с ними были созданы вооруженные части особого назначения (ЧОН), состоявшие из коммуни­стов и комсомольцев. Отряд ЧОН был создан и при Опочецком укоме.

Политика военного коммунизма, сыгравшая поло­жительную роль 1в годы гражданской войны, стала не­пригодной в мирное, время. X съезд партии заменил продразверстку продналогом, разрешил торговлю и мелкую частную промышленность. Новая экономиче­ская политика — нэп — была рассчитана на укрепление союза рабочего класса с крестьянством, на быстрейшее восстановление народного хозяйства.

Перед членами уездной партийной организации и работниками уисполкома стояла серьезнейшая задача: на основе нэпа поднять сельское хозяйство, восстано­вить промышленность и транспорт, повести решитель­ное наступление на темноту и бескультурье.

Крестьяне уезда одобрительно отнеслись к замене продразверстки продовольственным налогом, после уплаты которого они могли по своему усмотрению рас­поряжаться излишками сельскохозяйственных продук­тов. Теперь они были больше заинтересованы в хоро­ших урожаях.

Весна 1921 года выдалась удачная: в почве в меру накопилось влаги, и солнце ровно грело пробуждаю­щуюся землю. Крестьяне дружно вышли в поле. Сев был завершен всего за несколько дней. Были вспаханы и засеяны даже те земли, которые в годы войны при­шли в запустение. А осень порадовала хорошим уро­жаем. Жизнь в деревне постепенно налаживалась. Го­сударство обеспечило крестьян семенами, помогло обзавестись лошадьми, коровами. На городском рынке появились овощи, молоко, мясо.

В 1920 году в селах Петровском, Федоровском и Крулихине были созданы совхозы. Правильно органи­зовать хозяйства, наладить работу в них крестьянам помогали агрономы районного земельного отдела. Во всех волостях были созданы комитеты крестьянской взаимопомощи, производственные товарищества—льно­водческие, животноводческие, семеноводческие, кредит­ные, товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы), трудовые артели.

Волостные Советы крестьянских и батрацких депу­татов стали инициаторами создания сельскохозяйствен­ных коммун. Они были организованы в имениях Высо­ком, Маслове, Лобове, Новоселье, Юрчатах.

Успешно шли дела в Высоковской коммуне. От помещика Яновича ей перешли ухоженные земли, по­родистый скот, машины, семена; большую помощь чле­нам коммуны оказывали шефы — рабочие Путиловского завода и солдаты расквартированной в Опочке воинской части. Завод подарил крестьянам трактор «Фордзон». Когда подарок шефов прибыл в деревню, стар и млад высыпали в поле, чтобы посмотреть на стального коня. Шли толпой следом, придирчиво про­веряя качество вспашки. А глубокая борозда ложилась к борозде, и темная, влажная земля глянцево блестела на срезе. Этот подарок убедительнее всего показывал выгоды коллективного труда, дружбы с рабочим классом.

Высоковцы собирали со своих полей хорошие уро­жаи. На сельскохозяйственных уездных выставках они ежегодно получали премии, благодарственные грамоты и дипломы.

Крепла связь рабочих с крестьянами. Весной 1921 го­да рабочие и служащие Опочки добровольно отчислили часть своих средств в семенной фонд. В губернии была проведена «неделя красного пахаря», во время которой горожане ремонтировали для сельских труже­ников сельскохозяйственные орудия и инвентарь, помо­гали дополнить семенной фонд.

Одна из центральных улиц Опочки (Коммунальная ул).

Партия Ленина была уверена в том, чго Россия нэповская превратится в Россию социалистическую. Политика партии не замедлила сказаться в промыш­ленности.

Снова работали фабрики и заводы, существовавшие в уезде до войны. В Подкрестье, близ Святых Гор, местный купец Бакусов пустил кирпичный завод. В Захине братья Тиме взяли в аренду бывшие свои пред­приятия — завод и механические мастерские. Контроль за производством на этих предприятиях вели ра­бочие группы. В Опочке открылись разные мастерские: кузнечные, слесарные, швейные, столярные. Купцы-заводчики Кудрявцевы, которым когда-то принадле­жало большинство кожевенных и других предприятий в Опочке, бежали с белогвардейцами. Их заводы госу­дарство национализировало, и вскоре они также стали выпускать продукцию. К концу восстановительного периода промышленность уезда превзошла дореволюционный уровень.

Произошли заметные изменения и в торговле. В первые годы нэпа центральные улицы Опочки за­пестрели вывесками: «Галантерея — Вареятов», «Ма­нуфактура— Ипполитов». Почти вся торговля оказа­лась в руках у частников.

В 1925 году положение изменилось. В городе был создан рабочий кооператив, который постепенно брал торговлю всеми товарами в свои руки. Коммунисты и комсомольцы первыми вносили пай и становились членами кооператива. Приходил конец частнику и в других сферах экономической жизни уезда. Объеди­нялись в кооперативы бывшие кустари — портные, са­пожники, столяры и жестянщики.

Первые итоги мирного социалистического строи­тельства на основе нэпа подвел XI съезд РКП (б). Он констатировал хозяйственные достижения страны, укрепление союза пролетариата и крестьянства. Съезд наметил первоочередные задачи: наступление на капи­талистические элементы, овладение наукой хозяйство­вания, подъем культуры и благосостояния народа.

Еще в первые годы Советской власти в уезде был объявлен поход за культуру и грамотность. Работа предстояла не из легких: перед войной, в 1914 году, лишь 14 процентов населения уезда числилось грамот­ными, а среди женщин этот показатель был вдвое ниже.

Центральная улица рабочего поселка совхоза «Красный фронтовик».

Сразу после установления Советской власти откры­лись десятки школ в национализированных помещи­чьих домах. Опочецкую женскую гимназию преобразо­вали в школу второй ступени с совместным обучением. В Святых Горах в монастырских помещениях открыли две школы — второй ступени и школу крестьянской молодежи. В Матюшкине, Красногородском и Святых Горах организовали курсы по подготовке учителей на­чальных школ.

Одновременно повсюду началась борьба за ликви­дацию неграмотности среди взрослых. На помощь учи­телям пришли культармейцы. Большую роль в воспи­тании и просвещении населения сыграли избы- читальни, которые были почти во всех волостях. Здесь можно было не только взять книгу, но и почитать газету, журнал, послушать лекцию. Избач на селе был значительной фигурой, первым помощником партии: он организовывал беседы, руководил кружками худо­жественной самодеятельности, был добрым советчиком людям старшего поколения и затейником для моло­дежи.

Вечерами в зале укома партии работал марксист­ский клуб. Опочане и жители ближайших деревень приходили сюда, чтобы послушать лекции, беседы, узнать новости из газет. Тяга к знаниям у людей была огромной. В бывшем купеческом особняке размести­лась городская библиотека имени А. С. Пушкина. В Народном доме весь второй этаж был отдан город­скому театру. Летом театр переселялся на Вал. Для него было сооружено помещение со сценой, зритель­ным залом и верандой для духового оркестра.

Большую заботу о театре проявляла уездная пар­тийная организация. Она привлекла на сцену энтузиа­стов из бывшего «Общества любителей сценическо­го искусства»: режиссера М. П. Румянцева, актеров М. С. Степанову, О. М. Жарскую, Н. А. и М. Н. Заха­ровых, М. Н. Фаддееву и других. Театр ставил револю­ционные и классические пьесы. Талантливый музыкант и дирижер В. А. Медведев организовал при городском театре симфонический оркестр и оркестр народных инструментов.

В 1927 году в стране было введено новое админи­стративное территориальное деление. Опочецкий уезд перестал существовать. Его территория была поделена между тремя районами — Опочецким, Пушкиногорским и Красногородским. Кроме того, Копылковская волость и часть Еженской отошли к Пустошкинскому району, а часть Афанасьево-Слободской — к Себежскому. Опочецкий район вошел в состав Псковского округа Ле­нинградской области.

Город менял свое лицо. В годы первых пятилеток в Опочке развивалась промышленность. В 1931 году был построен льнозавод, через год — райпромкомбинат. В 1932 году был пущен маслозавод, который получал продукцию от шести небольших заводов и 22 сливных пунктов, расположенных в селах. В распоряжении транспортной конторы («Дортранс») на первых порах имелись только лошади. В 1937 году были получены первые четыре грузовика и четыре автобуса, а через два года все перевозки осуществлялись на машинах.

Один за другим налаживали производство новые предприятия — два спиртовых завода, хлебозавод, мя- со«омбинат. В годы первой пятилетки на предприятиях города трудилось более тысячи рабочих.

Новым предприятиям требовалось сырье, увеличи­вавшееся население города нуждалось в продуктах, но их порой не хватало. Разрозненные крестьянские хо­зяйства не обеспечивали нужд города. На своих ма­леньких участках крестьяне не могли добиться много­го: не было сортовых семян, удобрений, сельскохозяй­ственных машин.

Только коллективные хозяйства могли обеспечить нужды промышленности и населения. Поэтому еще в 1927 году XV съезд РКП (б) принял решение о пере­ходе к сплошной коллективизации.

В 1929 году в сельскохозяйственные артели объ­единились крестьяне села Глубокое и деревни Буколово. Всего шесть батрацких хозяйств насчитывал вна­чале колхоз «Большевик», а через несколько лет он стал самым большим и богатым в районе.

Бывшие батраки и поденщики, став колхозниками, должны были сами управлять своими делами. Колхо­зам нужны были агрономы и зоотехники, бухгалтеры и механизаторы. В районе открылись кружки по лик­видации неграмотности, были организованы кратко­срочные курсы сельских специалистов. После трудового дня крестьяне усаживались за учебники, слушали лек­ции, загрубевшими от тяжелой работы пальцами чер­тили схемы машинных узлов и частей.

В эти годы неоценимую помощь крестьянам оказали посланцы партии — рабочие-двадцатипятитысячники, прибывшие в район из Ленинграда и Брянска. Вместе с колхозниками они сеяли и косили хлеба, заклады­вали животноводческие фермы, руководили курсами механизаторов; многие из них возглавили колхозы, МТС, отделы райисполкомов. Местные коммунисты пе­ренимали у них знания и железную дисциплину, веру в правоту своего дела. Время требовало от коммуни­стов всех этих качеств.

Новые порядки в деревне не по душе были притаив­шимся кулакам. Злобно поглядывали они на вчераш­них своих батраков, которые поутру с песнями выхо­дили на общественное поле. По ночам пылали колхоз­ные скирды, погибал скот, отравленный или зарезанный кулаками. Они срывали поставки государству сельско­хозяйственных продуктов, клеветали на колхозы, запу­гивали активистов и тех, кто еще стоял на распутье. Так пытались они остановить движение деревни к со­циализму.

Кулаки жестоко расправлялись с коммунистами, комсомольцами и другими активистами. До сих пор видны на теле 75-летнего опочанина Григория Ивано­вича Белова, одного из первых председатёлей колхоза «Большевик», а ныне персонального пенсионера, следы от кулацких пуль.

Опочка. Памятник В. И. Ленину па Советской площади.

Но ничто не могло уже остановить движения советской деревни к новой жизни. Преимущества коллектив­ных методов хозяйствования были ощутимы: росли урожаи, на полях и фермах все больше появлялось машин, совершенствовалась система управления. Все это было убедительным примером для тех, кто еще выжидал и колебался.

Если в 1930 году в районе было организовано всего 13 сельхозартелей, то в 1934 году — 94. А к концу 1935 года коллективизация была завершена. 80 процентов всех посевных площадей в районе принадлежали 306 колхозам, объединившим все единоличные бедняцкие и большую часть середняцких хозяйств. Победа новых общественных отношений в деревне была полной.

* * *

В предвоенном 1940 году колхозы уже имели более 5 тысяч лошадей, около 11 тысяч голов крупного рога­того скота. На полях работало 146 тракторов и других сельскохозяйственных машин. Урожаи зерновых, кар­тофеля и льна увеличились по сравнению с 1913 годом вдвое.

Больших успехов добились труженики города и района и в культурном строительстве. В 1931 году впервые выпустило учителей Опочецкое педагогическое училище; их было всего 25 — первых выпускников, разъехавшихся по селам и деревням района обучать грамоте взрослых и детей. Но уже через пять лет 90 человек, не считая заочников, получили дипломы специалистов. И все же учителей не хватало. При учи­лище были открыты специальные краткосрочные курсы. К концу первой пятилетки все дети учились в школе. Перед Великой Отечественной войной в Опочке и районе работали 64 начальные, 15 семилетних, 4 средние школы и педагогическое училище, в ко­торых обучалось около 8 тысяч человек.

Опочка. Дом культуры. Построен в 1937 году.

За годы первых пятилеток в районе открылись новые клубы, кинотеатры, библиотека. В 1937 году в Опочке был построен Дом культуры, работал город­ской кинотеатр. Районная библиотека имела свыше 45 тысяч томов, детская — 10 тысяч. Деревни обслу­живали 8 сельских клубов, 3 кинопередвижки, 17 изб- читален. В городе работали 3 больницы, поликлиника, в селах — 12 фельдшерских пунктов. Преобразилась и Опочка. В городскую черту вошли деревни Жигали, Бисерево, Бервешково, Клемешино, Гусаковка, Пухлы и Сущевка. Вдоль всех шоссе — Киевского, Новоржев­ского, Себежского и Красногородского — вытянулись новые улицы; вырос станционный поселок. Территория Опочки увеличилась вдвое.

Коренным образом изменился социальный состав городского населения. Не стало больше купцов, мелких хозяйчиков, чиновников. Теперь в Опочке жили рабо­чие предприятий, служащие и интеллигенция. Из за­холустного уездного городка Опочка превратилась в развитый социалистический город.

В течение пяти предвоенных лет (1935—1940 гг.) Опочка была окружным пограничным городом Кали­нинской области.