Непревзойденный труд

 Леонид Иванович Софийский родился 1 августа 1877 года в селе Урень Варнавинского уезда Костромской губернии, став­шем в советское время, с 1973 года, городом и центром Уренского района Горьковской области. Его отец Иоанн Андреевич Софийский был там священником Трёхсвятительской церкви, а мать Раиса Васильевна происходила из семьи чиновника духовного прав­ления. Все пятеро их сыновей получили духовное образование, а дочь Людмила окончила гимназию.

Леонид Софийский в 1688-92 годах обучался в Макарьевском духовном училище и «был освобождён от половины платы за со­держание в общежитии ввиду несостоятельности и многосемейно­сти его отца».  Смотритель училища при переводе Леонида в Кост­ромскую духовную семинарию так характеризовал ученика: «Сдер­жанный мальчик, но не скрытный, самолюбив, но вполне способен подчиниться требованиям начальства». В 1899 году после оконча­ния семинарии Софийский поступил в столичную духовную акаде­мию «для изучения по преимуществу исторической группы пред­метов» и в 1903 году успешно завершил учёбу в ней со степенью кандидата богословия.

Годом раньше студент 4-го курса духовной академии Леонид Софийский поместил на своей визитной карточке такие стихи:

МОЁ ОДИНОЧЕСТВО

                                Лучшие годы прошли без возврата;

Жизнь без просвета, без ласки, участья,

Лучшие чувства угасли в груди...

Как тяжела ты, печальна, грустна!

Чёрными днями былое богато,

Вся ты, как осени хмурой ненастье,

Мрак неизвестности ждёт впереди.

                               Однообразна, пуста, холодна.

По-видимому следуя традици­ям тогдашней молодёжи, он хотел выглядеть разочарованным в жиз­ни. Тёмные очки на его фотогра­фии 1903 года - тоже дань моде, распространённой среди разночин­ной, недворянской молодёжи того времени. А между тем Софийский был человеком энергичным, целе­устремлённым. В эти годы он изу­чал исторические науки и в Петер­бургском Императорском археоло­гическом институте - научном цен­тре архивного дела в России. При содействии института в губерниях создавались Учёные архивные ко­миссии, присылавшие ему свои го­довые отчёты. Как освоивший двух­годичный курс наук в этом инсти­туте, Софийский удостоился звания его действительного члена.

Очевидно, даже с дипломом кандидата богословия он не стре­мился стать священником или преподавателем духовного учебного заведения. В ноябре 1903 года его зачислили внештатным чинов­ником при Казённой палате Вятской губернии и только в июне сле­дующего года определили на штатную должность помощника бух­галтера той же палаты. В Вятке Софийский сразу взялся за созда­ние Губернской учёной архивной комиссии и 28 ноября 1903 года с группой лиц, «заинтересованных в охранении Вятской старины и разработке истории и археологии Вятского края», ходатайствовал перед губернатором об её открытии. Затем с разрешения губерна­тора он лично, как действительный член Петербургского археоло­гического института, письмом от 30 июля 1904 года просил дирек­тора института профессора Н. В. Покровского дать согласие на учреждение в Вятке такой комиссии.

28 ноября 1904 года на торжественном открытии комиссии её председатель отметил: «Я ободряюсь единственно тем, что бли­жайшими сотрудниками мне избраны и согласились быть - много­уважаемый наш историк А. С. Верещагин и член Археологического института Л. И. Софийский, который, несмотря ещё на недавнее пребывание в Вятке, уже успел заявить себя печатными трудами по местной истории, например, в критическом разборе брошюры
о крестных ходах, о Крестовоздвиженском монастыре в г. Слобод­ском и другими. С такими учёными силами задача моя, как предсе­дателя, значительно облегчается». На том же заседании Софийс­кий зачитал свою «Историческую записку об учреждении в г. Вятке Губернской учёной архивной комиссии», включённую через год в первый выпуск её «Трудов». В ней говорилось о значении собира­ния документов для изучения местной и общей истории России. Тогда же комиссия избрала Леонида Ивановича своим непремен­ным членом и секретарём. В третьем выпуске «Трудов» комиссии, вышедшем в 1912 году, была напечатана статья Софийского «Пер­вые опыты в упорядочении архива Вятской духовной консистории и в разработке сырых материалов, извлечённых из этого и других архивов Вятской епархии».

В1906 году на 3-м областном историко-археологическом съезде во Владимире Софийский был представителем Вятской комиссии и составил Каталог приуроченной к съезду археологической выс­тавки. Печатный экземпляр Каталога он передал позднее, в 1914 году, библиотеке Псковского археологического общества. В «Па­мятных книжках Вятской губернии» указано, что Софийский был также членом и делопроизводителем Комитета православного миссионерского братства.

5 мая 1907 года «Псковские губернские ведомости» сообщи­ли, что приказом Министра финансов от 12 апреля помощник бух­галтера Вятской казённой палаты титулярный советник Софийс­кий назначен помощником податного инспектора Великолуцкого уезда. 19 декабря 1909 года та же газета известила, что он полу­чил следующий чин коллежского асессора, а 20 марта 1910 года - о переводе с 5 марта в податные инспекторы Опочецкого района. Так Леонид Иванович оказался в Опочке. Он быстро включился в общественную жизнь города, вступил в общество сельского хо­зяйства, был избран в уездный комитет Попечительства о народ­ной трезвости. Во время Первой мировой войны Софийский вхо­дил в состав Опочецкого отдела Российского общества Красного Креста.

Его опыт краеведческой работы также был востребован. Опочецкое общество сельского хозяйства, существовавшее с 1895 года, на общем собрании 3 октября 1911 года решило провести вторую уездную сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку 7-10 сентября 1912 года (первая состоялась в 1908 году). Тогда полагали, что пригород и крепость Опочку псковичи поставили в 1412 году, так что приближался 500-летний юбилей города. И че­рез месяц общество решило просить Софийского подготовить ко дню открытия выставки краткий исторический очерк Опочки и её уезда. В процессе работы очерк разросся до крупной книги, иллю­стрированной 79 снимками, планами древней и современной Опочки, картой Опочецкого уезда. Средства на издание книги Софийс­кого «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем» выделила Опочецкая городская дума.

Рекламные объявлении о выходе из печати этой книги «Псков­ская жизнь» напечатала 22 сентября, а «Псковский голос» - 26 сен­тября 1912 года. И только «Псковские епархиальные ведомости» в 20-м номере журнала поместили обстоятельную «Библиографичес­кую заметку». В ней отмечалось, что автор умелой рукой система­тизировал в одно целое «собранный с редкою тщательностью в местных - псковских частных, церковных, общественных библитеках и в столичных книгохранилищах материал, вследствие чего про­шлое и настоящее г. Опочки и его уезда с ясностию представляет­ся читателю».

Опочецкая городская дума на чрезвычайном заседании 2 июля 1912 года хотя и выразила сомнение относительно основания го­рода в 1412 году, но решила отпраздновать 500-летнюю годовщи­ну 7 сентября. Торжественное заседание открыл губернатор барон Н. Н. Медем. Затем с речью выступил Л. И. Софийский. Она в ос­новном была посвящена доказыванию того, что, вопреки утверж­дениям некоторых летописцев и Энциклопедического словаря Брок­гауза и Ефрона, наиболее авторитетные списки псковских летопи­сей относят основание Опочки к 6922 (1414) году. Полный текст своей речи Софийский поместил в статью «500-летний юбилей го­рода Опочки Псковской губернии», включённую в первый (остав­шийся и единственным) выпуск «Сборника Псковской губернской учёной архивной комиссии», появившегося в сентябре 1917 года. Кроме того, в статье рассказывалось, как опочане готовились к своему юбилею и провели праздничные дни, какие приветствия получили. Под тем же названием в Пскове на 14 страницах эта статья Софийского вышла в 1916 году отдельной брошюрой.

27 апреля 1915 года Псковское археологическое общество (ПАО) приняло Софийского в члены-сотрудники, отметив тем са­мым его успешные поиски новых материалов по истории Опочки. Софийский передал в ПАО рукопись записок первого историка Опочки Леонтия Автсртомовича Травина (1732-1818), ранее нахо­дившуюся в частных руках и публиковавшуюся в отрывках, а также составил очерк о нём и приложил фотографию с портрета, хра­нившегося у потомков Травина. Всё это (фотографиа-очерк и за­писки Травина) было опубликовано в 10-м выпуске Трудов ПАО за 1913-14 годы. 24 августа 1914 года «Правительственный вестник» в неофициальной части обратил внимание читателей на эту инте­ресную публикацию.

Софийский отдал ПАО и «рукописную тетрадь на 117 четвер­тушках толстой старинной бумаги, содержащую Дневник Ивана Иг­натьевича Лапина, ведённый с 1817 по 1836 год». Этот Дневник с предисловием «От редакции» Н. Ф. Окулич-Казарин поместил в сле­дующем, 11-м выпуске Трудов за 1914-15 годы. В примечании к предисловию он отметил: «Уже после того, как эта статья была подготовлена для печати, Л. И. Софийский доставил нам тетрадь черновых писем Ивана Игнатьевича Лапина к сыну его Александру, писанных в начале 1850-х годов».

Дневник купеческого сына Лапина, обнаруженный Софийским, оказался востребованным многими историками и краеведами. Его любят цитировать пушкинисты, так как Лапин рассказал о встрече с поэтом 29 мая 1825 года, а также о жизни в Опочке того времени, когда там бывал Пушкин. В 10-й выпуск историко-биографическо- го альманаха «Прометей» за 1974 год, посвященного жизни и твор­честву поэта, был включен очерк С. С. Гейченко о Лапине под на­званием «Поклонник Пушкина». Псковская областная типография в 1997 году, впервые после революции, переиздала «Дневник Ивана Игнатьевича Лапина», сопроводив его множеством цветных рисун­ков Энгеля Насибулина, обширной вступительной статьёй Вадима Кожинова и послесловием Валентина Курбатова.

В том же 11-м выпуске Трудов ПАО под заглавием «Из рукопи­си П. С. Лобкова» была опубликована ещё одна находка Софийско­го - дневниковые записи опочецкого купца Петра Степановича Лоб­кова (1795-1877), которые он вёл с 1812 по 1869 год и назвал «Родословная Лобкова и памятник великих событий». В рукописи отразились не только государственные и семейные, но и многие местные события: постройка моста через Великую, проведение шоссе, вскрытие реки... Для этой публикации Софийский предос­тавил и семейную фотографию Петра Лобкова с дочерью - одной из 12-ти его детей.

Древлехранилище Псковского музея-заповедника имеет фонд Софийского, в котором находятся перепечатанные на пишущей машинке и заверенные его подписью копии синодиков (поминаль­ных книг) опочецкой церкви святого Луки примерно 1740 года и опочецкого Спасо-Преображенского собора 1725 и 1797 годов. Очевидно, они были переданы им в музей ПАО.

2 ноября 1916 года последовал новый приказ Министра фи­нансов, которым податный инспектор Опочецкого уезда надвор­ный советник Софийский перемещался на такую же должность в 15-й участок города Риги. Вскоре, при подходе кайзеровских войск, оттуда пришлось уехать. После революции Софийский работал фининспектором: сначала в Москве, затем в Вятке (на родине жены). Там он снова занялся краеведческой работой. 21 марта 1920 года при преобразовании ученой архивной комиссии его избрали това­рищем председателя созданного взамен Вятского исторического общества. Был представителем общества на Первом Вятском об­ластном краеведческом съезде, состоявшемся 26-30 июня 1923 года. В журнале «Вятская жизнь» N9 3 за 1923 год напечатана его статья «Вятская учёная архивная комиссия».

Как добросовестного работника Софийского много раз изби­рали депутатом Вятского городского Совета, включали в состав финансово-бюджетной депутатской комиссии. На последней рабо­те в X дистанции связи Кировского отделения Горьковской желез­ной дороги он был и председателем общественной комиссии со­действия госкредиту и сберегательному делу. Леонид Иванович Софийский скончался в Вятке от туберкулёза лёгких 3 октября 1933 года, прожив чуть больше 56 лет. О его краеведческих трудах пос­ледних десяти лет жизни ничего не известно.

Не только личная, но и общественная жизнь полна случайнос­тей. Опочецкому уезду и Псковскому краю повезло, что в 1907 году по неведомым причинам Министерство финансов перевело имен­но сюда своего чиновника, увлекавшегося изучением местной ис­тории и успевшего за короткий срок создать свой главный (и пока непревзойденный) труд - книгу «Город Опочка и его уезд в про­шлом и настоящем. 1414-1914 гг.». Переиздание её будет добрым памятником скромному краеведу Леониду Ивановичу Софийскому и хорошим подарком предстоящему 600-летнему юбилею Опочки, до которого остаётся всего лишь десять лет.

Примечание. Биографический очерк о Л. И. Софийском час­тично основан на материалах, переданных в 1966 году опочецким краеведом Николаем Казимировичем Польским в Псковскую об­ластную научную библиотеку.

Н.   Ф. ЛЕВИН, псковский краевед