Связаться с нами-  e-mail: orck-opochka@rambler.ru

Духова гора: феномен или исторический памятник?

Козлова Лина

 

студентка ОПК,

 

выпускница МОУ гимназия г. Опочка

Руководитель: С.В. Матвеева

 

 

 

ДУХОВА ГОРА. ФЕНОМЕН ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК?

 

 

 

1. Изучение истории вопроса о Духовой горе.­

 

Первую информацию о Духовой горе мы получили из «Кадастра достопримечательностей Опочецкого района», в котором говорилось о том, что в Опочецком районе Псковской области есть историко-археологический памятник, называемый Духова гора. Это городище 2 пол. 1 тыс.н.э., находящееся в урочище «Литовка» возле деревни Кирово ( 5;5).

 

Что же мы называем «городищем»? «Городище,- как утверждает Большая Советская Энциклопедия (2; 123), - остатки древнего укрепленного поселения или города… обычно представляет собой площадку, часто защищенную естественными укреплениями: реками оврагами и обязательно рвами и земляными валами».

 

Значит, Духова гора - это остатки укрепленного поселения (города). В.Даль утверждал: «Для древних славян городом было всякое огороженное, укрепленное место-крепость, но огораживали (укрепляли) не все, а лишь крупные поселения ремесленников и торговцев, которые были центрами более или менее значительных земледельческих районов. В таких местах происходила торговля, хранились товары, сюда собиралось много людей. Значит, надо было укрепить такой поселок, сделать его городом. Поэтому торгово-ремесленные поселения строили на высоких и крутых берегах рек и озер» (4;381).

 

В книге «Мы – славяне» Марина Семенова пишет: «В VIII – IX веках славяне строили небольшие городки, расположенные по высоким местам, хорошо укрепленные земляными и деревянными стенами. Если крепость устраивали на холме, его склоны дополнительно обрабатывались – срезались для увеличения крутизны. Вал часто покрывали дерном, чтобы не расползался. Наверху возводили несложное деревянное укрепление – частокол. Из земли вертикально вверх на 3-4 метра торчали плотно соединенные бревна, заостренные по концам» (11; 54). Поскольку Духова гора находится на вершине холма и в летописи упоминается как городище, значит таковой и является.

 

Некоторые историки утверждают, что псковские земли в VIII – IX веках заселяли славяне- кривичи, расселившиеся в бассейне реки Великой и у берегов озер (9; 5). Мы можем предположить, что городище на Духовой горе было основано славянами-кривичами.

 

Духова гора имеет очень крутые склоны. Тропинка, которая ведет на вершину, пролегает под углом 45. Гора правильной формы, окружена небольшим болотцем. По словам Матвеевой Зои Александровны, 1935 года рождения, жительницы деревни Морозово, после Великой Отечественной войны еще можно было увидеть вокруг Духовой горы остатки рва. Сейчас ров практически не прослеживается, лишь в некоторых местах, у подножия горы сохранились небольшие углубления, похожие на ров.

 

В археологических трудах есть сведения, что вокруг Духовой горы располагались малые могильные курганы (13; 306). Если курганы и были, то они до сегодняшнего дня не сохранились.

 

Высота Духовой горы составляет 14,43 м, длина окружности у основания примерно 580 метров, диаметр окружности у основания 180 метров.

 

На расстоянии примерно 4 метров от вершины расположено углубление в виде небольшого рва. Мы можем представить, что здесь был высокий, выше 3 метров частокол. Заостренные бревна уходили высоко вверх, и неприятель, напавший на городище, не мог увидеть того, что находилось внутри.

 

Как гласит легенда, перед своей кончиной Иван Грозный приказал составить реестр святых мест Руси. В этом реестре помечена Духова гора, которая в XVI веке уже была известным местом и местом паломничества верующих (3;3).

 

Уже умершая старейшая жительница деревни Кирова Иванова Антонина Егоровна, 1921 года рождения, утверждала, что Духова гора обладает целительной силой – лечит тяжелобольных. Те люди, которые потеряли надежду на выздоровление, приезжают на Духову гору и моют в часовне полы. По словам Антонины Егоровны, многим это помогает излечить болезнь. А внутри часовни всегда можно увидеть ведро для воды и тряпку.

 

Местные жители считают, что гора обладает великим магнетическим излучением и является своеобразным маяком для пришельцев из других миров (7;2). Жительница деревни Кирово, Смирнова Валентина Александровна, 1944 года рождения, любит рассказывать следующее: «Мы – то никогда пришельцев не видели. А вот видали люди. Встают раненько, а возле часовенки большой шар, а в нём человек стоит. Ершова Люся видала, она напротив часовенки живет. Красиво, солнышко большое, а там человек. Сама – то я не видала».

 

Какое-то магнетическое излучение на горе существует, так как стрелка компаса постоянно на вершине находится в движении, а не показывает на север.

 

На вершине горы находится часовня, где по преданию обитает Святой Дух. Диаметр площадки на вершине горы примерно 10 х 15 м, она овальная, ориентирована с юга на север. Вокруг часовни располагается кладбище, на котором до сегодняшнего дня хоронят умерших родственников местные жители.

 

Известно, что часовня Святого Духа построена в 1910 году. Л.И.Софийский в своей книге об Опочке пишет: «Интересно отметить, что в приходе Троицкой церкви близ деревни Кирово в 8-ми верстах к северу от Опочки находится так называемая «Духова гора», куда опочан исстари совершают на второй день Троицына дня паломничество и где нарочито (специально) в этот день приезжает священник Троицкой церкви отправлять молебствие. Нет таких письменных данных относительно того, когда «Духова Гора», на вершине которой посреди леса с давних пор находится часовня, сделалась местом религиозного паломничества и при этом не только опочан, но и жителей других уездов. По склонам горы вокруг часовни, года 2 тому назад, вновь построенной усердием священника Троицкой церкви о. И.А.Белинского, раскинулось деревенское кладбище. С упадком веры не только среди интеллигенции, но и простого народа в последние годы стечение народа на Духовой горе стало, как передают значительно меньше, чем это было лет 10 назад» (12; 107).

 

Часовня Святого Духа – это небольшая одноэтажная постройка с легкой каркасной конструкцией стен. В основе плана – шестиугольник с парой прямых углов. С запада примыкает закрытое крыльцо – паперть. Железная скатная крыша увенчана небольшим барабаном с главкой. Высота стен – 3 метра. Купол часовни венчает большой металлический крест. Старожилы утверждают, что раньше крест был позолоченный, но слой позолоты потрескался и опал, а сам крест был украден. Только в 2004-05 годах, когда часовня реставрировалась, поставили новый крест.

 

Часовня сделана из дерева и обшита обрезной доской. Поражает необыкновенная чистота и обилие икон. Иконы простые, чаще на бумажной основе. Антонина Егоровна рассказывала, что в часовне было много старинных икон, которые хранились до 80-х годов, потом старинные иконы были украдены и взамен их местные жители принесли свои.

 

К сожалению после реконструкции, исчезли в часовне фрагменты резьбы по дереву. На центральной стене было деревянное солнце с расходящимися во все стороны лучами, а над ним голубь – символы Святого Духа.

 

И хотя во времена Советской власти богослужение в часовне Святого Духа были запрещены, гора по-прежнему оставалась центром притяжения местных жителей. Антонина Егоровна вспоминала, как в церковные праздники возле Духовой горы проводились ярмарки: «Ярмарка проходила на второй день Троицы, в Духов День. Народа собиралось много. Вокруг Духовой горы строили разные ларьки, в которых продавали еду. На конях из далека, приезжали… балаганы были… люди гуляли, девушки с юношами встречались, играли на гармони, дрались, песни пели, в основном частушки…»

 

В настоящее время, как и до Октябрьской революции, на второй день Троицы на Духовой горе проводится богослужение. Приезжает священник Покровской (кладбищенской) церкви и проводит службу. Люди приезжают не только из соседних деревень, но и из Опочки и даже из Санкт - Петербурга.

 

2. Поход-экспедиция и исследование Духовой горы.

 

Изучив историю вопроса, мы задались целью на практике проверить, так ли необычной является Духова гора или же вокруг нее очень много легенд, не имеющих оснований. Была совершена экспедиция на Духову гору с целью ее исследования.

 

Перед экспедицией мы предположили, что

 

1) температура воздуха на вершине Духовой горы отличается от температуры у подножья.

 

2) Что радиационный фон на вершине горы другой, чем на территории района.

 

3) Что масса и ускорение свободного падения другие на вершине, чем у подножия. Местные жители (Шувалов А.А.) утверждают, что «поднимая гроб с умершим телом на вершину горы, где находится местное кладбище, тяжести гроба совсем не испытываешь, складывается впечатление, что гроб сам плывет в воздухе».

 

4) Что на горе существует электромагнитное излучение.

 

5) Что в горе есть какие-то минералы, химические соединения, отличающиеся от окружающей местности.

 

Проведя измерения, мы выяснили следующее: у подножия горы температура воздуха была 6 о С, на середине горы – 5о С, на вершине – 4о С. Это является аномалией, т.к. из курса географии мы знаем, что при повышении высоты на 1000 м температура понижается на 6 оС, в нашем случае она понизилась на 2оС, хотя должна была понизится на 0,08оС.

 

Когда во время похода, ребята поднимались на вершину горы, они отмечали следующее: «Одышки не чувствуется, хотя крутизна склона довольно большая (Пашкова Екатерина), Очень легко взбираться на гору, хотя почва глиняная (Мищенкова Татьяна». Мы измерили массу тел у подножия и на вершине горы. Получили следующие цифры:

 

 

 

Фамилия, имя испытуемых

масса тела у подножия горы

масса тела на вершине горы

Орлов Иван, 8 «А» Кл.

32,5 кг

41 кг

Михайлова Мария, 6 «А» Кл.

32,5 кг

45 кг

Алексанян Ишхан, 10 «В» Кл.

70 кг

65 кг

Козлова Лина, 8 «Б» Кл.

50 кг

62 кг

 

Полученные данные позволяют сделать вывод: гора является аномалией, так как масса тела человека не измена.

 

Решив измерить ускорение свободного падения, мы использовали маятник, провели по три контрольных измерения:

 

№ опыта у подножия горы

Длина нити

Количество колебаний

Время

всех колебаний

ускорение свободного падения

1

0, 46 м

25

36 с

8,87 м/с2

2

0, 46 м

35

54с

7,73 м/с2

3

0, 46 м

70

100с

9,02 м/с2

№ опыта на вершине

Длина нити

Количество колебаний

время

 

1

0, 46 м

23

23с

18,4 м/с2

2

0, 46 м

23

34с

8,42 м/с2

3

0, 46 м

23

31с

10,13 м/с2

 

 

 

Если у подножия горы ускорение свободного падения приближено к норме – 9,8 м/с2 , то на вершине горы мы видим аномалию. Поскольку на вершине горы ускорение свободного падения должно уменьшиться. Но полученные данные вызывают сомнения, поэтому решено было провести новый поход, пригласив с собой учителя физики Короткову И.Н. и произвести новые вычисления.

 

Используя рамки, мы проверили электромагнитное излучение у подножия горы и на вершине. Эксперимент показал, что в некоторых местах на вершине, в часовне и у подножия существует большое электромагнитное поле. А есть места, где оно не прослеживается.

 

Дозиметром мы измерили радиационный фон. Он оказался несколько выше, чем в нашей местности и составил 0,25 МР/Ч (при норме 0,14-0,2 МР/Ч).

 

 

 

Список литературы и источников:

 

 

 

1. А. Анатольева. Нам всем отправляться в путь с этого вокзала // Красный маяк, 10.06.1995.

 

2. БЭС. Т.7. М.: «Советская энциклопедия», 1972,с.123.

 

3. Л. Быстрова. Тайна Духовой горы // Псковская губерния, №12, 2000,С.1,7.

 

4. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. М.: «Русский язык», 1989, с.381.

 

5. Кадастр достопримечательных природных и историко-архитектурных объектов Псковской области (исторических памятников, находящихся на территории Опочецкого района), с.5.

 

6. М.Павлов. Средь холмов и лесов затерялась. // Красный маяк, №54, с.3.

 

7. В.Петров. Труды Псковского археологического общества 1904 – 1910гг. Вып. 6, Псков, 1910, с.39.

 

8. О.Б.Рогов Некоторые педагогические условия введения исследовательской деятельности в массовую школьную практику региона./ /Труды научно-методического семинара «Наука в школе»/ под ред. В.П.Борисенкова. М.:НТА «АПФН», 2007, Т.5, 124с.

 

9. П.Романов. Наш героический край. Опочка, 1993, с. 5.

 

10. В.Седов. Восточные славяне в VI-XIII вв. М.: «Наука», 1982, с.166.

 

11. М. Семенова. Мы – славяне. Санкт-Петербург: «Азбука», 1997, с.189.

 

12. Л.Софийский. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414- 1914 гг.). Опочка, 1914, с.107.

 

13. Труды Псковского археологического общества 1913-1914. Псков, 1914. С.175, 306.